Михаил Алексеевский


Пространственная организация праздничных трапез русских крестьян

(Алексеевский М.Д. Пространственная организация праздничных трапез русских крестьян  // V конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М., 2003. С. 204.

              В докладе анализируется пространственная организация праздничного крестьянского застолья в сравнении с будничными трапезами. Исследование показывает, что принципы пространственной организации праздничной и будничной трапез определяются семантикой и прагматикой того или иного типа застолья. Если будничное застолье имеет родовой характер, принципиально закрыто для посторонних, то праздничная трапеза, напротив, совершенно открыта для людей со стороны, в то время как члены семьи в ней фактически не принимают участия. Во время любого застолья самым почетным, “знаковым” местом за столом считалось место в красном углу под иконами. Во время будничных трапез это место иногда пустовало, так как предназначалось для предка-покровителя, иногда там сидел хозяин дома как наиболее близкий предку-покровителю по статусу. Во время праздничных трапез в красном углу сидели почетные гости, как правило, люди с особым сакральным статусом (священники, странники). В любом случае, это обязательно были люди со стороны, “чужие”. Большое влияние на пространственную организацию застолья оказывает семантика стола, который в традиционной культуре осмысляется как сакральный предмет, связанный с идеей рода и семьи, а также может рассматриваться как граница между “своим” и “чужим” миром. Однако пространство, окружающее стол, обладает неравнозначной семантикой. Как особо сакральное воспринимается пространство на/над столом, что дополнительно акцентируется в праздник, в то время как пространство под столом воспринимается как место обитания нечистой силы, в соответствии с общеславянской семантической оппозицией верх-низ.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz