Михаил Алексеевский

Проблемы фиксации похоронно-поминальной плачевой традиции
(К.В. Чистов и вопрос об аутентичности записей причитаний)


(Тезисы выступления на конференции «Фольклор и этнография» (К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова) (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербург).


                       Серьезной проблемой, с которой сталкиваются собиратели, записывающие похоронно-поминальные причитания, является вопрос об аутентичности собранного материала. Как правило, что собиратели записывают причитания вне обряда, случаи фиксации причитаний в естественном бытовании очень редки по целому ряду причин этического и технического характера. Между тем общеизвестно, что отличительной чертой причитаний как жанра является их импровизационный характер. Не существует двух одинаковых плачей, причем в данном случае речь идет не об обычном для традиционной культуры варьировании устойчивого текста, ведь каждое причитание складывается одномоментно в процессе совершения обряда.
         Хотя плакальщица активно использует «общие места», характерные для местной традиции причетов, каждый порождаемый ею плач уникален, так как посвящен определенному человеку-покойнику, конкретные обстоятельства жизни и смерти которого иногда упоминаются в тексте. Предлагая информанту причитать под запись вне обряда, часто спустя значительное время после похорон, собиратель рискует записать текст очень далекий от того, что звучал во время «настоящего» оплакивания.
         В ставшей классической работе «Исполнитель фольклора и его текст» К.В. Чистов писал, что записей причитаний в естественном бытовании слишком мало и они не вызывают доверия. В то же время рядовая вопленица «обычно не в силах вне обряда воспроизвести подлинный текст причитания», это под силу только особо одаренным исполнительницам, которые могут «мысленно восстановить социальную, психологическую и эмоциональную ситуацию, вжиться в нее».
         В докладе производится попытка прокомментировать этот тезис К.В. Чистова на материале современных записей похоронно-поминальных причитаний Русского Севера, проанализировав имеющиеся в наличии немногочисленные записи плачей в естественных условиях..



 
Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz