Михаил Алексеевский


К семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера

(Алексеевский М.Д. К семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера // Русская диалектная этимология. Материалы IV Международной научной конференции. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года. Екатеринбург, 2002. С. 80-82.)

     Одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются культурологи, этнографы и фольклористы, изучающие праздничную культуру крестьян, является отсутствие определения традиционного праздника. Попытки дать научное определение праздника, пользуясь инструментарием философии (например, в монографии А.И.Мазаева «Праздник как социально-художественное явление»), следует признать несостоятельными. Удачным решением проблемы может стать семантическая реконструкция значения слова праздник в традиционной культуре. Только таким образом можно определить, что называют праздником сами носители традиции.
           Анализ диалектных словарей показывает, что семантика слова праздник и его дериватов достаточно широка, однако можно попробовать выделить несколько семантических полей, с единой доминантой в каждом из них.

         Ядро
первого семантического поля определяется самой этимологией слова праздник (от слова праздный, то есть ‘незанятый’). Слово праздный в словарях определяется как «незанятый, порожний, свободный, пустой»,  примеры: праздная посуда – ‘пустая’, праздное место - ‘ничьё’. Интересно, что праздной называли также небеременную женщину, считая ее тоже ‘пустой’, 'незанятой'. Применительно к вещи Даль определят слово праздный
{С. 80}

как «никому в это время не нужный». Если речь идет о человеке, то праздный означает ‘шатун’, ‘лентяй'. В этом семаническом поле слово праздник определяется как «время, когда не работают, отдыхают». Праздное время – время, когда нет работы: «В праздный день не работают». Интересен также ряд значений слова праздновать: очень часто оно употребляется не только в значении 'отмечать праздник', 'не работать по случаю праздника', но и в более широком смысле как 'отдыхать', безотносительно к календарному празднику. Так Даль указывает, что праздновать значит 'быть праздным, или не делать, не работать', пример: «В непогоду косцы празднуют». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность, отказ от работы.

         Второе семантическое поле связано с идеей обязательного застолья. У В.И.Даля находим праздновать что-то или чему-то
«совершать празднество, отправлять праздник». СРНГ дополняет картину: так, в Ярославской губернии выражение собирать праздник означало 'готовиться к празднику’, ‘накрывать на стол', в Брянской области такое же значение имеет выражение подымать праздник. Достаточно прочно понятие праздника увязывается в народном сознании с идеей гостевания: так, в Олонецкой губернии слово празничанин означало ‘гость на празднике’, а в Тверской губернии празничный это, напротив, ‘тот, кто принимает гостей’. В Архангельской области зафиксировано выражение съезжий праздник, тоже увязывающее праздник с приходом гостей.
         Также следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением алкогольных напитков. Последние явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего праздника, что особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не праздник», «Кто празднику рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо варить» и т.д.). Характерно, что существует несколько выражений, устойчиво связывающих празднование с пьянством (допраздновать до утра, пропраздновать всю ночь).

     Итак, очевидно, что основными составляющими праздника являются, как очевидно из семантической реконструкции, ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы. Однако не любое безделье с застольем может считаться праздником. Празднуют всегда «что-то или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода. Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь был тесно связан с православным церковным календарем, то большинство народных праздников приурочено как раз к праздникам церковным (впрочем, в народном сознании они не разделяются). При этом следует учитывать, что носители традиции крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие. Во время экспедиций лаборатории фольклора РГГУ в Каргопольский район Архангельской области информантам задавались вопросы: «Какие бывают праздники? Как их празднуют?». Анализ результатов исследования показывает, что опрошенные называют именно праздники церковного календаря, однако
{С. 81}

подлинным содержанием праздника для них является не хождение в церковь, а все то же богатое застолье и отказ от работы.
{С. 82}

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz