Михаил Алексеевский
К
семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера
(Алексеевский М.Д. К
семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера //
Русская диалектная этимология. Материалы IV Международной научной
конференции. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года.
Екатеринбург, 2002. С. 80-82.)
Одной
из серьезных проблем, с которой сталкиваются культурологи, этнографы и
фольклористы, изучающие праздничную культуру крестьян, является
отсутствие
определения традиционного праздника. Попытки дать научное определение
праздника, пользуясь инструментарием философии (например, в монографии
А.И.Мазаева «Праздник как социально-художественное
явление»), следует признать
несостоятельными. Удачным решением проблемы может стать семантическая
реконструкция значения слова праздник
в
традиционной культуре. Только таким образом можно определить, что
называют
праздником сами носители традиции.
Анализ
диалектных словарей показывает, что семантика слова праздник и его
дериватов достаточно широка, однако можно
попробовать выделить несколько семантических полей, с единой доминантой
в
каждом из них.
Ядро
первого
семантического поля определяется самой этимологией слова праздник (от слова праздный, то есть ‘незанятый’).
Слово праздный в словарях
определяется как «незанятый, порожний,
свободный, пустой», примеры: праздная посуда – ‘пустая’, праздное место - ‘ничьё’.
Интересно, что
праздной называли также небеременную
женщину, считая ее тоже ‘пустой’, 'незанятой'. Применительно к вещи
Даль
определят слово праздный
{С. 80}
как «никому
в это время не нужный». Если речь идет о человеке, то праздный означает ‘шатун’,
‘лентяй'. В этом семаническом поле слово
праздник определяется как
«время,
когда не работают, отдыхают». Праздное
время – время, когда нет работы: «В праздный день не
работают». Интересен
также ряд значений слова праздновать:
очень часто оно употребляется не только
в значении 'отмечать праздник', 'не работать по случаю праздника', но и
в более
широком смысле как 'отдыхать', безотносительно к календарному
празднику. Так
Даль указывает, что праздновать
значит
'быть праздным, или не делать, не работать', пример: «В непогоду
косцы
празднуют». Очевидно, что одной из доминант праздника является праздность,
отказ от работы.
Второе
семантическое поле связано с идеей обязательного застолья. У В.И.Даля
находим праздновать что-то
или чему-то – «совершать
празднество, отправлять праздник». СРНГ дополняет картину: так, в
Ярославской
губернии выражение собирать праздник
означало 'готовиться к празднику’, ‘накрывать на стол', в Брянской
области
такое же значение имеет выражение подымать
праздник. Достаточно прочно понятие праздника увязывается в
народном
сознании с идеей гостевания: так, в Олонецкой губернии слово празничанин означало ‘гость на
празднике’, а в Тверской губернии празничный
это, напротив, ‘тот, кто принимает гостей’. В Архангельской области
зафиксировано выражение съезжий
праздник,
тоже увязывающее праздник с приходом гостей.
Также
следует отметить семантическую связь понятия праздник с обильным употреблением
алкогольных напитков. Последние
явно считаются едва ли не обязательными атрибутами настоящего
праздника, что
особенно ярко отразилось в пословицах («Без вина не
праздник», «Кто празднику
рад, тот до свету пьян», «Праздник любить, так и пивцо
варить» и т.д.).
Характерно, что существует несколько выражений, устойчиво связывающих
празднование с пьянством (допраздновать
до утра, пропраздновать всю ночь).
Итак, очевидно, что основными составляющими
праздника являются, как очевидно из семантической реконструкции,
ритуальное
застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы.
Однако
не любое безделье с застольем может считаться праздником. Празднуют
всегда «что-то
или чему-то», то есть в народной культуре не возможен праздник без повода.
Это третий обязательный компонент праздника. Так как народный календарь
был
тесно связан с православным церковным календарем, то большинство
народных
праздников приурочено как раз к праздникам церковным (впрочем, в
народном
сознании они не разделяются). При этом следует учитывать, что носители
традиции
крайне редко определяют праздник как церковное мероприятие. Во время
экспедиций
лаборатории фольклора РГГУ в Каргопольский район Архангельской области
информантам задавались вопросы: «Какие бывают праздники? Как их
празднуют?». Анализ результатов
исследования показывает, что опрошенные называют именно праздники
церковного
календаря, однако
{С. 81}
подлинным содержанием праздника для них является не хождение
в церковь, а все то же богатое застолье и отказ от работы.
{С. 82}