Михаил Алексеевский


География похоронных обрядов Каргополья

(Алексеевский М.Д. География похоронных обрядов Каргополья // Исторический город и сохранение традиционной культуры:
опыт, проблемы, перспективы. Материалы V Каргопольской научной конференции. М.-Каргополь, 1999. C. 74-77
).

      Этнолингвистическая экспедиция историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) работает в Каргопольском районе с 1993 года,  и к настоящему моменту обследованы почти все села этого региона. Собранный материал по народной культуре края уже сейчас активно обобщается и используется в научных работах самой разной тематики.
     За годы экспедиций в архиве лаборатории фольклора РГГУ скопилось большое количество записей по похоронным обрядам Каргополья (им целиком посвящена одна из 24 тематических программ-вопросников, используемых в ходе полевой работы). Краткий обзор этих материалов был опубликован в журнале «Живая старина» (№4 за 1996 год) М. Каспиной,
{C. 74}

однако в этой работе выделялось лишь общие, типичные для всех сел района элементы похоронной обрядности, в то время как локальные особенности выделены не были. Теперь, когда в нашем распоряжении имеются богатые материалы по большинству деревень Каргопольского района, можно наконец коснуться и этого вопроса.
        Тщательный анализ собранных записей позволяет выделить два типа различий между похоронными обрядами в разных деревнях. С одной стороны, это локальные традиции, то есть верования и обряды, зафиксированные лишь в одном селе или в нескольких селах, расположенных близко друг от друга. В другом случае, на территории района записывается несколько сильно отличающихся друг от друга вариантов какого-то обряда, причем  для каждой местности характерен свой вариант. Не всегда можно точно выделить границы одной локальной традиции, так как зачастую собиратели фиксировали обряды и верования, не учтенные программой-вопросником, и не было возможности проверить, есть ли подобные представления в тех селах, где работа велась в предыдущие годы экспедиции. Однако в последнее время подобные вопросы стали специально задаваться во всех деревнях, причем фиксируется и отсутствие ответа, что показывает, что для данной местности эта традиция нехарактерна.
     Раньше всего участникам экспедиции удалось выделить локальную традицию, связанную с использованием в похоронном обряде растения кукушкины слёзки (brisa media). В народе ее называют «царские кудри», в 1993 году в селах Калитинка и Слобода, которые находятся недалеко к югу от нескольких информантов был описан такой похоронный обряд: «Царски кудри запасали, пучки делали, прыскали, после Крешчения, когда принесут святой воды. Умрёт человек, гроб, мёртвово человека прыскали. И всегда к иконам клали эти пучки» (Записано в 1993 году в селе Калитинка от Владыкиной Клавдии Михайловны, 1911 г.р.). За все последующие годы экспедиций участниками больше ни разу не удавалось зафиксировать подобный обычай ни в одном селе, хотя вопрос о кукушкиных слёзках есть в программе-вопроснике «Растения» и постоянно задаётся информантам.
       Другой интересный обряд, характерный лишь для отдельной местности, был обнаружен на самом юге Каргопольского района в пределах крупного куста деревень Кречетово. Среди материалов, записанных там, помимо типичных для всего Каргополья сообщений о том, что в течение сорока дней после смерти человека никто не должен спать на его кровати, встречается очень много
{C. 75}

свидетельств об особом обряде, связанном с этим представлением. В деревнях куста Кречетово и находящегося неподалеку на реке Свиди куста Бор принято каждый вечер в течение сорока дней после смерти человека стелить на его кровать полотенце, а в изголовье класть маленькую подушечку, что понимается самими информантами как «постель для души», которая сорок ночей будет  летать на место, где человек умер. Как и в случае с «царскими кудрями», больше этот обычай нигде зафиксировать не удалось, но в Кречетово о нем упоминали почти все, кого опрашивали по программе «Похороны».
        Любопытное устойчивое выражение, связанное со смертью, записано чуть севернее в кусте деревень Ухта, что находится на реке того же названия к юго-западу от озера Лача, и в кусте Хотеново, который расположен недалеко от Ухты на месте впадения в озеро реки Свидь. В этих деревнях наступление смерти связывается с приходом некого «Ивана Гробового»: «Жду, пока Господь Ивана-то Гробовово пошлёт, гроб-то привезут. Скажет: «Поди, возьми старух,  хватит им по белу свету бродить. Уж на леву сторону глаза вывернулись, а всё и глядят!»  (Записано в селе Хотеново в 1995 году от Конториной Зинаиды Ивановны, 1918 г.р.). Надо заметить, что в устной речи информантов «Иван Гробовой» всегда связан именно с ожиданием конца жизни, ни разу участники экспедиции не столкнулись с ситуацией, когда о наступившей смерти говорили бы как о приходе «Ивана Гробового».
       С некоторой натяжкой как локальная традиция может рассматриваться и один из обрядов, связанных с облегчением агонии тяжелоумирающего.  Речь идет об обычае «ломать веретёшки» над кроватью, где лежит  человек, который никак не может умереть. Считается, что исполнение этого обряда принесет легкую смерть страдающеми. Обычай ломать веретено над головой умирающего был зафиксирован к северо-западу от озера Лача (села Лёкшма и Ловзанга), а также в двух кустах на юге, юго-западе от озера (Кречетово, Бор). Из сел кустов Ухта и Тихманьга,  находящихся между Лёкшмой и Кречетово, записей подобного обряда нет, однако возможно, что он существует и в этих деревнях, просто не был зафиксирован. В таком случае ломание «веретёшек» над умирающим характерно для всей западной части района, в то время как в других деревнях даже на прямой вопрос об этом обряде ответов получить не удаётся.
        Теперь перейдем к анализу того, как распределяются по карте различные варианты одного и того же обряда, который зафиксирован во всех селах района. Наиболее наглядную картину мы получим, если рассмотрим, на какой день после смерти человека принято его поминать в разных деревнях. Во всех селах Каргополья информанты говорят о том, что покойника
{C. 76}

всегда поминают на девятый, на сороковой день, а также через год после кончины. Однако в некоторых местах принято также поминать покойника на двадцатый день, а в других отмечают не только дней, но и полгода. Если нанести эти сведения на карту, то мы увидим, что по этому параметру район достаточно четко делится на три части. Не отмечают ни двадцатый день, ни полгода главным образом на севере и  северо-западе: села на дороге Каргополь-Лекшмозеро (Лядины, Печниково, Орлово, Труфаново, Лекшмозеро), а также два куста на реке Онега (Архангело, Троица). К сожалению пока нет данных из деревень куста Ошевенск, который находится между этими двумя зонами, исследование этого куста запланировано на июль-август 1999 года, и оно позволит существенно прояснить ситуацию. Отмечают двадцатый день, но не отмечают полгода, напротив, на юге района практически во всех селах южнее Каргополя (Лёкшма, Тихманьга, Ухта, Кречетово, Бор, Нокола),  исключение составляет Хотеново, где было записано достаточно значительное количество сообщений о том, что в деревнях этого куста поминки происходят полгода спустя смерти. И полгода, и двадцать дней отмечают также на востоке  и на севере от Каргополя: села на дороге Каргополь-Няндома (Казаково, Рягово), а также села на дороге Каргополь-Троица, но лишь до Архангело (Саунино, Усачево, Волосово). Интересно, что все выделенные нами локальные традиции идеально укладываются в рамки этих трёх зон.
     Полученная нами схема района черезвычайно интересна, особенно в сравнении с диалектологической картой этого региона, на которой граница между двумя диалектными группами проходит также в районе Каргополя. Очень важно, что другие схемы, которые составлялись по результатам экспедиций её участниками, где проводилась попытка картографировать не похоронные, а метеорологические, скотоводческие обряды, али приблизительно ту же картину: район делится на три части. Сейчас коллектив авторов-участников экспедиции готовит к изданию сборник материалов, посвященных скотоводческим обрядам Каргополья, где также планируется активное использование метода картографирования, так что возможно скоро выделенная нами схема будет существенно уточнена и дополнена.

{C. 77}


Комментарий автора (2006 год): Это моя первая опубликованная статья, которая была написана еще в студенческие годы. Тогда я только начинал  заниматься исследованиями традиционной культуры. Сейчас должен признать, что моя гипотеза, касающаяся членения района на три зоны в зависимости от того, какие поминальные дни отмечают в каждой деревне, себя не оправдала. Дальнейшие исследования показали, что никакой закономерности по этому вопросу нет. Что не отменяет интересных наблюдений по поводу других локальных особенностей похоронного обряда в этом районе. Особый интерес представляют сведения про Ивана Гробового. В других селах этого и других районов так и не удалось зафиксировать ничего похожего. Видимо, это выражение действительно бытует только в кусте деревень Ухта и Хотеново.

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz