Михаил Алексеевский


Организация ритуального застолья в доме в дни христианских праздников в Каргополье

(Алексеевский М.Д. Организация ритуального застолья в доме в дни христианских праздников в Каргополье // Христианство и Север. По материалам VI Каргопольской научной конференции. М., 2002. C. 203-208).

      Летом 1999 года этнолингвистическая экспедиция Российского Государственного Гуманитарного Университета, к настоящему моменту фактически закончившая исследование Каргопольского района, начала использовать ряд новых программ-опросников. Среди них была и программа “Застолье”, составленная специально с учетом специфики Русского Севера. Старые программы включали ряд вопросов, касающихся будничных и праздничных крестьянских трапез, однако лишь с появлением отдельной программы изучение этого вопроса стало вестись систематически и полно. Таким образом, впервые появилась возможность достаточно четко представить, как проходили праздничные застолья у крестьян Каргополья в конце XIX - начале XX веков.
       Необходимо отметить, что праздничные трапезы в доме вообще крайне редко становились предметом изучения вплоть до нынешнего времени.
{С. 203}

Так в статьях о праздничной культуре Каргополья, перечисленных в библиографическом указателе “Каргопольский край” [1], достаточно подробно описана общинная трапеза возле церкви с ритуальным убийством быка, но при этом нет ни одного сколько-нибудь полного описания празднества в доме. Эта статья должна хоть отчасти заполнить этот пробел. К настоящему времени по программе “Застолье” были опрошены жители шести крупных сел, поэтому уже можно сделать некоторые обобщения и реконструировать порядок и организацию праздничной трапезы у крестьян Каргополья на рубеже веков. Следует оговориться, что в первую очередь речь пойдет о престольных и обетных праздниках,  так как именно в эти дни наиболее четко видны основные черты праздничного застолья, Рождество и Пасху празднуют чуть иначе.
        Как правило, все крупные христианские праздники  на том или ином этапе празднуются в доме. Центральным эпизодом празднования является бесспорно праздничная трапеза, которая иногда проходит только в семейном кругу (это касается, главным образом, Рождества и Пасхи), но куда чаще имеет общинный характер.  При этом, даже если община не организует общую трапезу, подразумевается, что члены общины будут ходить друг к другу в гости. Более того, в день праздника в празднующую деревню  приходили люди из окрестных сел. «С полудня уже приходят гости. У ково родни много по другим деревням, все приходят... У нас так принято: в нашей деревне праздник, значит нашей ждёт праздновать. В той деревне праздник - родные идём туда... Из деревни в деревню переходили и все праздновали» (Н.А. Левина – Ухта). Гости делились на «званых» и «незваных», вопреки пословице приход незваных гостей на праздник всячески приветствовался. Т.А. Бернштам связывает это со стремлением выделить празднующую деревню из ряда прочих: «Метафорическое значение празднующего села как «центра мира» выступает в стремлении жителей созвать на свой праздник как можно больше народу. […] Праздник не только допускал, но и всячески поощрял приход людей со стороны –  “чужих”, “незваных”» [2]. В материалах экспедиции есть очень много записей, согласно которым за день праздника некоторые успевали побывать в гостях у трех-четырех хозяев.
      Характерно, что очень часто один и тот же праздник по очереди праздновали в соседних деревнях. «Первый день [Пасхи] дак общий, вот у нас в нашем селении, значит, все празнуют общий, а потом уже всю неделю начинаеца, как говорица, Богородица по деревням. Вот здесь мы живём, дак здесь Богородица в этой деревне, в Мостовой.
{С. 204}

А потом, уже на следущий день, в следущей деревне, во вторник, в среду - в третьей деревне, вот так по деревням. И мы идём в гости, "отгащивать"
» (И.Н. Евсеев - Кречетово). Неучастие в праздновании в свою очередь вызывало сильное осуждение односельчан.
      Следует отметить, что на трапезы в дни христианских праздников гостей никогда специально не приглашали. «[На праздник приглашают?] Просто знают, што празьник. [Хозяйки] ещо и добавляют: "Празьник знают, дак пусть идут, а не хотят, дак не будем приглашать"» (В.С. Макарова – Река). Информанты подчеркивают, что приглашают на свадьбу, на именины, а на праздничное застолье приходят без приглашения. Как правило, на праздник приходили в гости родственники и знакомые хозяев, однако незнакомых людей, пришедших в деревню,  также охотно впускали в дом, кормили и поили, как прочих гостей. «Если [незнакомый] пришол на празьник, дак тоже угощают» (В.С.Макарова – Река). Обычно престольные праздники отмечали два-три дня, и тогда гости, приехавшие из других деревень или из города, оставались у хозяев на ночь.
       Вообще праздничный день состоял из двух частей. «Наиболее духовно значимые события праздничного дня происходили в первой половине: это службы в церкви или часовне, крестные ходы, молебны с водоосвящением и окроплением людей, скота, полей и огородов, обходы священниками дворов прихожан» [3]. Соответственно, во второй половине дня и проходили праздничные трапезы в домах. На праздник  «всё стараютца к вечеру идти уж, когда справятца хозяева» (В.С.Макарова - Река). Обычно приходили не к определенному времени, а как придется.
      Т.А. Бернштам в своей работе о праздничной культуре русских крестьян пишет, что ни в XIX веке, ни ранее церковные праздничные службы не пользовались большой популярностью, крестьяне куда охотнее ходили друг к другу в гости, нежели в церковь [4]. Следует признать, что в Каргопольском крае это утверждение находит некоторые подтверждения. В январе 1850 года священник села Валдиево Фёдор Гурьев пишет в рукописи, которая позднее была опубликована в «Олонецких губернских ведомостях»: «В воскресные и праздничные дни многие из моих прихожан  до полуночи и дальше занимаются различными работами, к утрени не ходят, особенно женский пол, к обедне мало, к вечерне никогда» [5]. Неизвестно, изменилось ли что-нибудь к началу ХХ века, но после того, как большинство церквей Каргополья было закрыто и разрушено, крестьяне практически полностью были лишены возможности ходить в праздник на церковные службы,
{С. 205}

поэтому в первую половину дня они готовились к празднику: стряпали, мыли и убирали дом.
      Любой праздник сопровождался преображением всего дома [6]. К крупным праздникам готовились загодя, так, например, к Пасхе начинали мыть дом раньше, чем за неделю: «Всё уже приготовляют, в порядок всю избу наводиш. Моёш да, хто белит, хто... сичцас, дак всё стены оклеивают, а раньше всё мыли песком. Раньше вот та же помочь: штук пять-шесть соберетсе женшчин, вот к друг другу и ходят поочерёдно. Всем и моют. Это до Паски уже всё намыто. Где до Паски! - до Благовешченья» (В.А. Согрина – Рягово).
       Специфика уборки дома к празднику хорошо видна по сравнению с описанием повседневных уборок. Бросается в глаза и тщательность мытья (с песком «шоркают»), и участие в уборке посторонних женщин, которые приходят помогать хозяйке. Праздничному преображению подвергается не только дом, но и стол, за которым будет проходить трапеза. Стол не только мыли и тщательнейшим образом чистили, но и стелили на него особые праздничные скатерти: «Столы - на празник льняные были, скатерти такие домотканые: у ково в клеточку, у ково там забраны так были, а так, дак всё больше на столе, да потом стол этот дресвой обшоркаеш - он всёгда желтел, как... шоркали» (Е.А. Герасимова - Саунино).
     Порядок любой трапезы, а праздничной в особенности, достаточно строго регламентирован. В XIX веке в праздничное время соблюдалось половозростное обособление: мужчины и женщины «гуляли» отдельно; в гостях сидели за разными столами (мужики за столом; бабы в углу, молодежь на улице) [7]. В Каргопольском уезде в середине XIX века на праздники «ходят по гостям отдельными толпами: девицы, женщины и мужчины» [8]. Судя по материалам экспедиции, к началу-середине ХХ века мужчины и женщины начали праздновать вместе (хотя встречаются единичные упоминания об обратном), однако дети и подростки до сих пор на праздник не садятся со взрослыми за один стол. Их либо кормят до общего застолья, либо отдельно от взрослых, за особым столом.
      Как и в будни,  трапезничающие в праздник рассаживаются за столом в определенном порядке. Хозяйка обычно садилась на дальнем от божницы углу стола у самовара, чтобы удобнее было подавать на стол, хозяин же или сидел под иконами, или садился рядом с женой, прочие рассаживались на свободных местах. Гостей приглашали за стол словами: «Садитесь за стол, все крещёные!» (А.В. Турышева - Полуборье).
     У хозяина и хозяйки были свои обязанности за столом, хозяйка подает на стол, хозяин режет хлеб и разливает водку.
Характерно,
{C. 206}

что по праздникам блюда на стол подавались  в четко регламентированном и даже не всегда понятном для носителей традиции порядке. В первую очередь на стол подавался рыбник (рыба запеченая в тесте). «Раньше фсегда [сперва] несут на стол рыбник, а потом ужэ фсё остальное, не знаю, зачем. Фсё начинают с рыбника»   (В.С. Макарова - Река). Затем гости ели суп, потом подавали горячие блюда (мясо, рыба, картофель), а в последнюю очередь на стол ставили пироги, разливали чай и пили кисель. Это всегда было последнее блюдо, его называли «погонялка» или «вышыбало»: «(Кисель) вышыбала фсе завут ф празьник, (…) кисель подают, значит из-за стола можно выходить, фсе, последнее, больше ничево не принисут» (М.Я. Пухова - Ошевенск). В ходе застолья хозяйка убирала со стола только пустые блюда. Даже когда пили чай, на столе оставалось все, что принесли раньше, включая спиртные напитки.
       Нельзя сказать, чтобы формы праздничной трапезы в доме отличались большим разнообразием. Участвующие в празднике практически исключительно пируют, то есть едят и пьют без меры, а также поют песни. Священник Федор Гурьев в 1850 году жалуется, что «за столом мужчины поют не всегда приличные песни и затевают ссоры» [9]. Почти все этнографы XIX века фиксируют неумеренность в употреблении спиртных напитков во время праздника, каждый хозяин для двух-трех дней праздника закупал несколько ведер водки и готовил в три раза больше пива. Согласно материалам  экспедиции РГГУ, записанным полтора столетия спустя,  распитие спиртных напитков и пение песен до сих пор остается основным развлечением крестьян в дни праздников. «Напьютца, дак песни поют» (В.С. Макарова – Река), информанты на вопрос о развлечениях в праздники сообщают, что за столом рассказывают анекдоты, часто подшучивают над хозяйкой,  ругая ее стряпню, нередко звучат похабные шутки. Сам праздник, которому посвящено застолье, практически не упоминается.
        Однако к праздничному застолью отношение было очень серьезное. Если во время трапезы один из гостей пытался выйти из-за стола, его останавливали и говорили: «Не ломай стола!». От одной информантки из села Река было записано поверье, связывающее застолье с райской жизнью: «Говорили это, што, мол: «Не спешы! Сколько побудешь за столом, дак столько и побудешь и в раю» (В.С. Макарова - Река).
        Обобщая, можно сказать, что трапеза в дни христианских праздников была достаточно сильно ритуализована, однако связь между застольем и христианским содержанием праздника и в ХХ веке, и раньше была очень слабой.

{C. 207} 

Примечания
 
[1] – Каргопольский край: Природа. История. Экономика. Культура: Библиогр. указ. Архангельск, 1999.
[2] – Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. М., 1985. С. 141.
[3] – Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополе в XIX - первой трети ХХ века: Автореф. Дис… канд. нст. наук. М., 1997. С. 24.
[4] – Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. М., 1985. С. 145.
[5] – С-вь Ив. Валдиево: [Сел. Приход Каргоп. у.] // Олонец. губерн. ведомости. 1892. № 48.
[6] – Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) // Этнические стереотипы поведения. М., 1985. С. 224.
[7] – Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века. Л., 1988. С. 227.
[8] – С-вь Ив. Валдиево: [Сел. Приход Каргоп. у.] // Олонец. губерн. ведомости. 1892. № 48.
[9] – Там же.

{C. 208}

Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz