Михаил Алексеевский
Организация ритуального застолья в доме
в дни христианских праздников в Каргополье
(Алексеевский М.Д. Организация ритуального застолья в доме в
дни христианских праздников в Каргополье // Христианство и Север. По
материалам VI Каргопольской научной
конференции. М., 2002. C. 203-208).
Летом 1999 года
этнолингвистическая экспедиция Российского Государственного
Гуманитарного
Университета, к настоящему моменту фактически закончившая исследование
Каргопольского района, начала использовать ряд новых
программ-опросников. Среди
них была и программа “Застолье”, составленная специально с учетом
специфики
Русского Севера. Старые программы включали ряд вопросов, касающихся
будничных и
праздничных крестьянских трапез, однако лишь с появлением отдельной
программы
изучение этого вопроса стало вестись систематически и полно. Таким
образом,
впервые появилась возможность достаточно четко представить, как
проходили
праздничные застолья у крестьян Каргополья в конце XIX - начале XX
веков.
Необходимо отметить, что
праздничные трапезы в доме вообще крайне редко становились предметом
изучения
вплоть до нынешнего времени.
{С. 203}
Так в статьях о праздничной культуре Каргополья,
перечисленных в библиографическом указателе “Каргопольский край” [1],
достаточно подробно описана общинная трапеза возле церкви с ритуальным
убийством быка, но при этом нет ни одного сколько-нибудь полного
описания
празднества в доме. Эта статья должна хоть отчасти заполнить этот
пробел. К настоящему
времени по программе “Застолье” были опрошены жители шести крупных сел,
поэтому
уже можно сделать некоторые обобщения и реконструировать порядок и
организацию
праздничной трапезы у крестьян Каргополья на рубеже веков. Следует
оговориться,
что в первую очередь речь пойдет о престольных и обетных
праздниках, так как именно в эти дни наиболее четко
видны основные черты праздничного застолья, Рождество и Пасху празднуют
чуть
иначе.
Как
правило, все крупные христианские праздники
на том или ином этапе празднуются в доме. Центральным эпизодом
празднования является бесспорно праздничная трапеза, которая иногда
проходит
только в семейном кругу (это касается, главным образом, Рождества и
Пасхи), но
куда чаще имеет общинный характер. При
этом, даже если община не организует общую трапезу, подразумевается,
что члены
общины будут ходить друг к другу в гости. Более того, в день праздника
в
празднующую деревню приходили люди из
окрестных сел. «С полудня уже
приходят гости. У ково родни много по другим
деревням, все приходят... У нас так принято: в нашей деревне праздник,
значит
нашей ждёт праздновать. В той деревне праздник - родные идём туда... Из
деревни
в деревню переходили и все праздновали» (Н.А. Левина –
Ухта). Гости
делились на «званых» и «незваных», вопреки
пословице приход незваных гостей на
праздник всячески приветствовался. Т.А. Бернштам связывает это со
стремлением
выделить празднующую деревню из ряда прочих: «Метафорическое
значение
празднующего села как «центра мира» выступает в стремлении
жителей созвать на
свой праздник как можно больше народу. […] Праздник не только допускал,
но и
всячески поощрял приход людей со стороны –
“чужих”, “незваных”» [2]. В материалах экспедиции есть очень
много
записей, согласно которым за день праздника некоторые успевали побывать
в
гостях у трех-четырех хозяев.
Характерно,
что очень часто один и тот же праздник по очереди праздновали в
соседних
деревнях. «Первый день [Пасхи]
дак общий, вот у нас в нашем селении, значит,
все празнуют общий, а потом уже всю неделю начинаеца, как говорица,
Богородица
по деревням. Вот здесь мы живём, дак здесь Богородица в этой деревне, в
Мостовой.
{С. 204}
А потом, уже на следущий день, в следущей деревне, во вторник, в
среду - в третьей деревне, вот так по деревням. И мы идём в гости,
"отгащивать"»
(И.Н. Евсеев - Кречетово). Неучастие в праздновании в свою очередь
вызывало
сильное осуждение односельчан.
Следует
отметить, что на трапезы в дни христианских праздников гостей никогда
специально не приглашали. «[На
праздник приглашают?] Просто знают, што празьник. [Хозяйки] ещо и
добавляют: "Празьник знают, дак пусть идут, а не хотят, дак не будем
приглашать"»
(В.С. Макарова – Река). Информанты подчеркивают, что приглашают на
свадьбу, на
именины, а на праздничное застолье приходят без приглашения. Как
правило, на
праздник приходили в гости родственники и знакомые хозяев, однако
незнакомых
людей, пришедших в деревню, также
охотно впускали в дом, кормили и поили, как прочих гостей. «Если
[незнакомый] пришол на празьник, дак тоже угощают»
(В.С.Макарова – Река).
Обычно престольные праздники отмечали два-три дня, и тогда гости,
приехавшие из
других деревень или из города, оставались у хозяев на ночь.
Вообще праздничный день состоял из
двух
частей. «Наиболее духовно значимые события праздничного дня
происходили в
первой половине: это службы в церкви или часовне, крестные ходы,
молебны с
водоосвящением и окроплением людей, скота, полей и огородов, обходы
священниками дворов прихожан» [3]. Соответственно, во второй
половине дня и
проходили праздничные трапезы в домах. На праздник «всё стараютца к вечеру идти уж, когда
справятца хозяева»
(В.С.Макарова - Река). Обычно приходили не к определенному времени, а
как
придется.
Т.А.
Бернштам в своей работе о праздничной культуре русских крестьян пишет,
что ни в
XIX веке, ни ранее церковные праздничные службы не
пользовались большой популярностью, крестьяне куда охотнее ходили друг
к другу
в гости, нежели в церковь [4]. Следует признать, что в Каргопольском
крае это
утверждение находит некоторые подтверждения. В январе 1850 года
священник села
Валдиево Фёдор Гурьев пишет в рукописи, которая позднее была
опубликована в
«Олонецких губернских ведомостях»: «В воскресные и
праздничные дни многие из
моих прихожан до полуночи и дальше
занимаются различными работами, к утрени не ходят, особенно женский
пол, к
обедне мало, к вечерне никогда» [5]. Неизвестно, изменилось ли
что-нибудь к
началу ХХ века, но после того, как большинство церквей Каргополья было
закрыто
и разрушено, крестьяне практически полностью были лишены возможности
ходить в
праздник на церковные службы,
{С. 205}
поэтому в первую половину дня они готовились к
празднику: стряпали, мыли и убирали дом.
Любой праздник сопровождался
преображением всего дома [6]. К крупным праздникам готовились загодя,
так, например,
к Пасхе начинали мыть дом раньше, чем за неделю: «Всё уже приготовляют, в
порядок всю избу наводиш. Моёш да, хто белит, хто... сичцас, дак всё
стены
оклеивают, а раньше всё мыли песком. Раньше вот та же помочь: штук
пять-шесть
соберетсе женшчин, вот к друг другу и ходят поочерёдно. Всем и моют.
Это до
Паски уже всё намыто. Где до Паски! - до Благовешченья»
(В.А. Согрина –
Рягово).
Специфика уборки дома к празднику
хорошо видна по сравнению с описанием повседневных уборок. Бросается в
глаза и
тщательность мытья (с песком «шоркают»), и участие в уборке
посторонних женщин,
которые приходят помогать хозяйке. Праздничному преображению
подвергается не
только дом, но и стол, за которым будет проходить трапеза. Стол не
только мыли
и тщательнейшим образом чистили, но и стелили на него особые
праздничные
скатерти: «Столы - на празник
льняные были, скатерти такие домотканые: у
ково в клеточку, у ково там забраны так были, а так, дак всё больше на
столе,
да потом стол этот дресвой обшоркаеш - он всёгда желтел, как... шоркали»
(Е.А. Герасимова - Саунино).
Порядок любой трапезы, а
праздничной в особенности, достаточно строго регламентирован. В XIX
веке в праздничное время
соблюдалось половозростное обособление: мужчины и женщины
«гуляли» отдельно; в
гостях сидели за разными столами (мужики за столом; бабы в углу,
молодежь на
улице) [7]. В Каргопольском уезде в середине XIX века на праздники
«ходят по гостям отдельными толпами:
девицы, женщины и мужчины» [8]. Судя по материалам экспедиции, к
началу-середине ХХ века мужчины и женщины начали праздновать вместе
(хотя
встречаются единичные упоминания об обратном), однако дети и подростки
до сих
пор на праздник не садятся со взрослыми за один стол. Их либо кормят до
общего
застолья, либо отдельно от взрослых, за особым столом.
Как и в будни, трапезничающие в
праздник рассаживаются за
столом в определенном порядке. Хозяйка обычно садилась на дальнем от
божницы
углу стола у самовара, чтобы удобнее было подавать на стол, хозяин же
или сидел
под иконами, или садился рядом с женой, прочие рассаживались на
свободных
местах. Гостей приглашали за стол словами: «Садитесь за стол, все крещёные!»
(А.В. Турышева - Полуборье).
У
хозяина и хозяйки были свои обязанности за столом, хозяйка подает на
стол,
хозяин режет хлеб и разливает водку. Характерно,
{C. 206}
что по праздникам блюда на
стол подавались в четко
регламентированном и даже не всегда понятном для носителей традиции
порядке. В
первую очередь на стол подавался рыбник (рыба запеченая в тесте).
«Раньше
фсегда [сперва] несут на стол рыбник, а потом ужэ фсё остальное, не
знаю,
зачем. Фсё начинают с рыбника»
(В.С. Макарова - Река). Затем гости ели суп, потом подавали горячие
блюда (мясо, рыба, картофель), а в последнюю очередь на стол ставили
пироги,
разливали чай и пили кисель. Это всегда было последнее блюдо, его
называли
«погонялка» или «вышыбало»: «(Кисель) вышыбала фсе завут ф празьник,
(…)
кисель подают, значит из-за стола можно выходить, фсе, последнее,
больше ничево
не принисут» (М.Я. Пухова - Ошевенск). В ходе застолья
хозяйка убирала со
стола только пустые блюда. Даже когда пили чай, на столе оставалось
все, что
принесли раньше, включая спиртные напитки.
Нельзя
сказать, чтобы формы праздничной трапезы в доме отличались большим
разнообразием. Участвующие в празднике практически исключительно
пируют, то
есть едят и пьют без меры, а также поют песни. Священник Федор Гурьев в
1850
году жалуется, что «за столом мужчины поют не всегда приличные
песни и затевают
ссоры» [9]. Почти все этнографы XIX
века фиксируют неумеренность в употреблении спиртных напитков во время
праздника, каждый хозяин для двух-трех дней праздника закупал несколько
ведер
водки и готовил в три раза больше пива. Согласно материалам
экспедиции РГГУ, записанным полтора столетия
спустя, распитие спиртных напитков и пение
песен до сих пор остается основным развлечением крестьян в дни
праздников. «Напьютца,
дак песни поют» (В.С. Макарова – Река), информанты на вопрос о
развлечениях
в праздники сообщают, что за столом рассказывают анекдоты, часто
подшучивают
над хозяйкой, ругая ее стряпню, нередко
звучат похабные шутки. Сам праздник, которому посвящено застолье,
практически
не упоминается.
Однако
к праздничному застолью отношение было очень серьезное. Если во время
трапезы
один из гостей пытался выйти из-за стола, его останавливали и говорили:
«Не
ломай стола!». От одной информантки из села Река было записано
поверье,
связывающее застолье с райской жизнью: «Говорили это, што, мол:
«Не спешы!
Сколько побудешь за столом, дак столько и побудешь и в раю» (В.С.
Макарова
- Река).
Обобщая, можно сказать, что
трапеза в дни христианских праздников была достаточно сильно
ритуализована,
однако связь между застольем и христианским содержанием праздника и в
ХХ веке,
и раньше была очень слабой.
{C. 207}
Примечания
[1] – Каргопольский
край: Природа. История. Экономика. Культура: Библиогр. указ.
Архангельск, 1999.
[2] – Бернштам
Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века) // Этнические
стереотипы поведения. М., 1985. С. 141.
[3] – Мелехова
Г.Н. Православные традиции в Каргополе в XIX - первой трети ХХ века:
Автореф. Дис… канд. нст. наук. М.,
1997. С. 24.
[4] – Бернштам
Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века) // Этнические
стереотипы поведения. М., 1985. С. 145.
[5] – С-вь
Ив. Валдиево: [Сел. Приход Каргоп. у.] // Олонец. губерн. ведомости.
1892. №
48.
[6] – Бернштам
Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде
(XIX - начало XX века) // Этнические
стереотипы поведения. М., 1985. С. 224.
[7] – Бернштам
Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX века.
Л., 1988. С. 227.
[8] – С-вь Ив. Валдиево: [Сел. Приход Каргоп. у.] //
Олонец. губерн. ведомости. 1892. № 48.
[9] –
Там же.
{C. 208}