Комментарий Михаила
Алексеевского
по поводу статьи Евгении Супрычевой
"Новая забава столичной
молодежи - издеваться над стариками и снимать это на видео"
(Комсомольская правда от 24 апреля 2009 года)
24 апреля 2009 года в
популярной российской газете "Комсомольская правда" была опубликована
статья Евгении Супрычевой "Новая
забава
столичной молодежи - издеваться над стариками и снимать это на видео".
Этот крайне тенденциозный и необъективный журналистский материал о
молодежном сообществе пранкеров (телефонных хулиганов) содержит
огромное количество ошибок и неточностей недопустимых для
профессионального издания федерального значения. Автор статьи
сознательно демонизирует пранкеров, грубо искажая факты,
провокационность и скандальность материала используется для того, чтобы
добиться большего общественного резонанса. Грубоватый, но объективный
разбор наиболее грубых ошибок в статье Евгении Супрычевой, составленный
самими пранкерами можно найти
тут.
К сожалению, в этой
же статье цитируются высказывания "сотрудника Центра русского фольклора
Михаила Алексеевского, который исследует сообщество". Действительно
журналистка "Комсомольской правды" Евгения Супрычева встречалась со
мной и брала интервью про изучение молодежных субкультур российскими
учеными, в том числе разговор шел и о пранкерах, о деятельности которых
я написал несколько научных статей. Вот только тех слов, которые в
статье оформлены как моя прямая речь, я не произносил. Можно
предположить, что они были просто сочинены журналисткой. В конце
встречи я очень просил Евгению перед публикацией прислать мне статью
для ознакомления, чтобы избежать возможных ошибок и неточностей.
Журналистка пообещала это сделать. За день до публикации она прислала
мне не целую статью (которая, кстати, в тот момент была уже сверстана),
а лишь несколько наиболее нейтральных абзацев из начала материала, где
я и обнаружил, что "мои слова" сочинены кем-то другим. Даже в небольшом
отрывке статьи, который мне прислали, содержалось несколько грубых
фактических ошибок, о которых я незамедлительно в вежливой форме
сообщил автору статьи. Ни одна из этих ошибок не была исправлена. Надо
полагать, что Евгения Супрычева посылала мне отрывок из
статьи "для очистки совести", а не для того, чтобы статья
получилась объективной и информативной.
Пользуясь случаем,
я хотел бы выразить свое недоумение по поводу столь непрофессиональной
работы журналистки одной из крупнейших российских газет.
Статья Евгении Супрычевой создала искаженное представление о движении
пранкеров у сотен тысяч российских обывателей, многие из которых,
проникнувшись обличительным пафосом автора, мечтают вершись самосуд над
"телефонными хулиганами". Я не думаю, что результаты этой "охоты на
ведьм" будут полезны для российского общества.
Тем же, кто хочет узнать, кто же такие пранкеры на самом деле, я бы
рекомендовал ознакомиться с моей статьей об этом движении:
Алексеевский
М.Д. "Возьми
трубку и зажги
мир..." (молодежное сообщество пранкеров в России) // Молодежные
субкультуры Москвы. М., 2009. С.
401-439.
Вот небольшой фрагмент из нее, хорошо иллюстрирующий историю со статьей
Евгении Супрычевой:
"Крайняя тенденциозность при создании журналистских материалов о
пранк-сообществе характерна для большинства СМИ. Непредвзятый подход к
этой теме был характерен для первых публикаций, появлявшихся в
2003-2004 гг. на страницах журнала «Xakep», когда
движение только зарождалось.
В 2005 году, когда пранк становится
заметным явлением молодежной культуры, он начинает привлекать внимание
репортеров с телевидения и журналистов популярных печатных
изданий, стремящихся «застолбить» новую тему. Их
повышенное внимание к пранку во многом было связано с тем, что жертвами
телефонных «розыгрышей» часто становились
знаменитости из мира шоу-бизнеса (Ксения Собчак, Борис Моисеев, Децл,
Лолита и т.д.), скандальные материалы о которых традиционно привлекают
повышенное внимание читателей. В этом контексте сами пранкеры мало
интересуют журналистов, для них пранк становится лишь поводом для того,
чтобы описать, кто из звезд шоу-бизнеса активнее всего матерится.
Когда же речь всё-таки заходит о самих
пранкерах, в большинстве СМИ преобладает панически-морализаторский
подход к освещению их деятельности. Журналисты склонны демонизировать
их: во многих статьях сообщество пранкеров описывают как
«подпольную организацию», а ее участников называют
«отморозками», «маньяками», а
то и «террористами» . Вот как эффектно начинает
свою статью один из журналистов:
«Пранкеры
—
телефонные террористы, сетевые монстры, внутрикабельные извращенцы...
Как их не называть, в любом случае это люди, которые занимаются
розыгрышами по телефону. Причем, розыгрышами не ради смеха, а ради
состояния исступления у того, кому звонят».
Социологи, исследующие
молодежную культуру, в таких случаях говорят о «моральных
паниках» в обществе, которые препятствуют
взвешенному анализу явления: «Непонимание специфики
современной молодежи соединяется с заключениями о
«патогенности и дегенерации» всего нового
поколения, мораль, нормы и культурные практики которого угрожают
стабильному и поступательному развитию всего
«зрелого» общества».
Тенденциозный и предвзятый
подход журналистов к описанию пранк-культуры вызывает у самих пранкеров
негативную реакцию в диапазоне от иронии до негодования.
Особое раздражение у них вызывают грубые ошибки журналистов (которые,
например, иногда путают слова «пранк» и
«пранкер»), а также попытки некоторых репортеров (а
чаще приглашенных экспертов-психологов) объяснить увлечение телефонными
розыгрышами «зажатостью» и
«закомплексованностью» пранкеров, которые якобы не
могут реализовать себя в реальной жизни, поэтому хамят незнакомым людям
по телефону, пользуясь анонимностью и безнаказанностью.
Очевидно, что все эти ошибки и штампы,
будучи растиражированными в СМИ, создают крайне искаженную картину
того, что представляет собой сообщество пранкеров . К сожалению,
исследователи, занимающиеся изучением современной молодежной культуры,
которые могли бы более объективно подойти к теме, пока оставляют
сообщество пранкеров практически без внимания..."
Думаю, что дополнительные комментарии тут излишни...