Михаил
Алексеевский
Современные
легенды о китайцах в старинном русском городе Галиче
(Тезисы
выступления на конференции
"XIX Лотмановские чтения. Восток - Запад: Филология. История. Фольклор",
17 декабря 2011 г., РГГУ, Москва)
Галич является
одним из районных центров Костромской области, это небольшой город с
населением около 20 тыс. человек, испытывающий экономические и
социальные трудности, типичные для малых городов Центральной России.
Хотя Галич является одним из древнейших поселений на территории
Костромской области (впервые упоминается в летописях под 1238 г.), где
сохранилось немало историко-культурных памятников, туризм здесь развит
слабо из-за проблем с транспортной доступностью и нехваткой комфортных
гостиниц. В то же время для местных жителей богатое историческое
прошлое Галича является одной из важнейших составляющих локального
культурного текста. Широкое распространение в публицистике и
краеведческой литературе имеет формула локальной идентичности
«старинный русский город». Особое значение для горожан
имеют противостояние галичских и московских князей в первой половине XV
в., а также история героической борьбы галичан с иноземными
захватчиками (с татаро-монголами в XIII-XIV вв., с польскими
интервентами в начале XVII вв.).
Широко распространенное
представление о Галиче как о старинном русском городе несколько
корректируется тем фактом, что в действительности его население
многонационально. В XIX – начале XX в. заметное место в жизни
города занимала еврейская община. До сих пор в Галиче в районе с
неофициальным названием Татарская Слобода (Аул) компактно проживают
татары. В 1980-1990-е гг. имели место многочисленные случаи конфликтов
между местной молодежью и выходцами из республик Кавказа, приезжавших в
Галич учиться в аграрном техникуме. С каждой этнической группой,
проживающей или проживавшей в Галиче, связаны устойчивые нарративы и
стереотипные суждения, которые имеют хождение среди горожан.
В середине 2000-х гг. в
Галиче появилась община китайцев, которые приехали в качестве наемных
рабочих на местную обувную фабрику. В отличие от представителей других
этносов, проживающих в городе, они ведут крайне замкнутый образ жизни,
преимущественно общаясь только между собой. Внезапное появление в
маленьком провинциальном городе большой группы экзотических
«чужаков» породило среди местных жителей многочисленные
слухи и легенды, основанные, с одной стороны, на устойчивых этнических
стереотипах; с другой стороны, на наблюдениях за жизнью членов общины и
попытках объяснить их необычное поведение.
На материале записей,
сделанных летом 2011 года в Галиче во время экспедиции Государственного
республиканского центра русского фольклора, автор доклада рассматривает
типологию подобных городских легенд, ставит вопрос об их генезисе и
анализирует ключевые стереотипы, связанные с восприятием китайцев в
России, лежащие в их основе.