Михаил Алексеевский

Современные легенды о китайцах в старинном русском городе Галиче

(Тезисы выступления на конференции
"XIX Лотмановские чтения. Восток - Запад: Филология. История. Фольклор",

17 декабря 2011 г., РГГУ, Москва)

            Галич является одним из районных центров Костромской области, это небольшой город с населением около 20 тыс. человек, испытывающий экономические и социальные трудности, типичные для малых городов Центральной России. Хотя Галич является одним из древнейших поселений на территории Костромской области (впервые упоминается в летописях под 1238 г.), где сохранилось немало историко-культурных памятников, туризм здесь развит слабо из-за проблем с транспортной доступностью и нехваткой комфортных гостиниц. В то же время для местных жителей богатое историческое прошлое Галича является одной из важнейших составляющих локального культурного текста. Широкое распространение в публицистике и краеведческой литературе имеет формула локальной идентичности «старинный русский город». Особое значение для горожан имеют противостояние галичских и московских князей в первой половине XV в., а также история героической борьбы галичан с иноземными захватчиками (с татаро-монголами в XIII-XIV вв., с польскими интервентами в начале XVII вв.).
       Широко распространенное представление о Галиче как о старинном русском городе несколько корректируется тем фактом, что в действительности его население многонационально. В XIX – начале XX в. заметное место в жизни города занимала еврейская община. До сих пор в Галиче в районе с неофициальным названием Татарская Слобода (Аул) компактно проживают татары. В 1980-1990-е гг. имели место многочисленные случаи конфликтов между местной молодежью и выходцами из республик Кавказа, приезжавших в Галич учиться в аграрном техникуме. С каждой этнической группой, проживающей или проживавшей в Галиче, связаны устойчивые нарративы и стереотипные суждения, которые имеют хождение среди горожан.
        В середине 2000-х гг. в Галиче появилась община китайцев, которые приехали в качестве наемных рабочих на местную обувную фабрику. В отличие от представителей других этносов, проживающих в городе, они ведут крайне замкнутый образ жизни, преимущественно общаясь только между собой. Внезапное появление в маленьком провинциальном городе большой группы экзотических «чужаков» породило среди местных жителей многочисленные слухи и легенды, основанные, с одной стороны, на устойчивых этнических стереотипах; с другой стороны, на наблюдениях за жизнью членов общины и попытках объяснить их необычное поведение.
       На материале записей, сделанных летом 2011 года в Галиче во время экспедиции Государственного республиканского центра русского фольклора, автор доклада рассматривает типологию подобных городских легенд, ставит вопрос об их генезисе и анализирует ключевые стереотипы, связанные с восприятием китайцев в России, лежащие в их основе.




 
Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz