(Алексеевский М.Д. Пространственная организация праздничных трапез русских крестьян // V конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М., 2003. С. 204.
В докладе анализируется пространственная организация
праздничного крестьянского застолья в сравнении с будничными трапезами.
Исследование показывает, что принципы пространственной организации
праздничной
и будничной трапез определяются семантикой и прагматикой того или иного
типа
застолья. Если будничное застолье имеет родовой характер, принципиально
закрыто
для посторонних, то праздничная трапеза, напротив, совершенно открыта
для людей
со стороны, в то время как члены семьи в ней фактически не принимают
участия.
Во время любого застолья самым почетным, “знаковым” местом за столом
считалось
место в красном углу под иконами. Во время будничных трапез это место
иногда
пустовало, так как предназначалось для предка-покровителя, иногда там
сидел
хозяин дома как наиболее близкий предку-покровителю по статусу. Во
время
праздничных трапез в красном углу сидели почетные гости, как правило,
люди с
особым сакральным статусом (священники, странники). В любом случае, это
обязательно были люди со стороны, “чужие”. Большое влияние на
пространственную
организацию застолья оказывает семантика стола, который в традиционной
культуре
осмысляется как сакральный предмет, связанный с идеей рода и семьи, а
также
может рассматриваться как граница между “своим” и “чужим” миром. Однако
пространство, окружающее стол, обладает неравнозначной семантикой. Как
особо сакральное
воспринимается пространство на/над столом, что дополнительно
акцентируется в
праздник, в то время как пространство под столом воспринимается как
место
обитания нечистой силы, в соответствии с общеславянской семантической
оппозицией верх-низ.