Научная работа Н.В. Кургузовой имеет очень строгое академичное заглавие. Начиная читать текст автореферата, ожидаешь, что содержание исследования также будет строгим, выдержанным и сухим. Однако уже во Вступлении автор дает понять, что данное исследование будет ярким и динамичным. На первой же странице Н.В. Кургузова отмечает, что «в настоящее время интерес к изучению такого «классического» явления фольклора, как свадебная поэзия постепенно угасает», и справедливо связывает это с «кризисом больших теорий в современной фольклористике». Действительно, исследователи традиционной культуры в последнее время чаще обращают внимание на более маргинальные жанры фольклора (главным образом, городского), в то время как фольклорная «классика» (былины, обрядовая и необрядовая крестьянская лирика) все реже становятся предметом научного анализа. Н.В. Кургузова, отмечая эту печальную тенденцию, решается идти «против течения» и выбирает в качестве предмета исследования свадебные песни и причитания – «классические» жанры русского обрядового фольклора, действительно давно не становившиеся предметом масштабных исследований.
В том, что касается выбора научного «угла зрения» на материал, автор также не стала идти по проторенной дороге. В последнее время большая часть фольклористических работ делается на материале локальных традиций, как правило, исследователи выбирают тот регион, который им лучше знаком. Н.В. Кургузова не побоялась обратиться к изучению общерусской традиции, она использует все основные сборники русской обрядовой лирики XIX–XX вв. В поле ее внимания оказываются опубликованные материалы, репрезентирующие севернорусскую, среднерусскую, южнорусскую и сибирскую традиции, а также неопубликованные материалы из фольклорного фонда кафедры истории русской литературы XI–XIX веков Орловского государственного университета.
В целом широта замысла автора оказывается оправданной. Н.В. Кургузова в качестве одной из задач исследования выдвигает «выяснение основы для конструирования мифопоэтической пространственно-временной системы свадебных песен и причитаний» (С. 6). Может показаться, что это слишком сложная задача, однако так как автором обработан колоссальный объем фольклорных текстов, выводы, к которым он приходит, кажутся достаточно убедительными. Следует отметить, что особенно удачной является вторая глава исследования, посвященная анализу структуры художественного времени в свадебной лирике. Очевидно, что описание или указание времени встречается в свадебных песнях и причитаниях реже, чем описание пространства. Отыскивая в большом корпусе текстов редкие упоминания названий месяцев или дней недели, Н.В. Кургузова не только проясняет их семантику в славянской культуре вообще, но и весьма убедительно объясняет, почему они задействованы в каждом конкретном случае. Вообще для работы Н.В. Кургузовой характерна крайне кропотливая работа с фольклорными текстами. Автор очень успешно структурирует материал и крайне дотошно анализирует его, учитывая специфику фольклорного текста.
В качестве небольшого замечания можно отметить, что сравнительно мало используются этнографические описания свадьбы. Судя по всему, для автора это принципиальная позиция. Н.В. Кургузова отмечает, что «свадебный обряд и обрядовый текст не имеют прямой связи», а «использование в свадебных песнях и причитаниях какого-либо хрононима и локатива определяется зачастую не обрядовой прагматикой, а прежде всего обрядовым сюжетом» (С. 8). Таким образом, автор смело идет против традиции анализировать свадебную лирику исключительно в контексте обряда. Действительно, попытки некоторых исследователей прямолинейно трактовать тот или иной образ свадебной лирики как отражение конкретных этнографических реалий свадьбы выглядят малоубедительно. В то же время совсем разводить обрядовый фольклор и сам обряд тоже не следует, так как произнесение обрядовых текстов также является обрядовым действием. Свадебную лирику правомерно рассматривать как вербальный код общего обрядового текста (по терминологии школы Н.И. Толстого), в этом плане сравнение пространственно-временной системы свадебной лирики и свадебного обряда может быть продуктивным. Данное замечание не является принципиальным, автор вполне удачно интерпретирует свой материал в рамках своего подхода, а сопоставление фольклорного и этнографического материала русской свадьбы может стать темой отдельного серьезного исследования.
Подводя итог, хочется отметить, что данное исследование несомненно является крайне значимым для современной филологической науки. Н.В. Кургузова проявила себя как самостоятельный исследователь, хорошо владеющий материалом и способный его серьезно анализировать. Автореферат написан хорошим литературным языком, ход рассуждений автора обоснован поставленными целями и задачами, выводы представляют большой интерес для ученых. Таким образом, можно заключить, что научное исследование Н.В. Кургузовой заслуживает высокой оценки, а автор – присуждения искомой ученой степени кандидата филологических наук.
М.Д. Алексеевский, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Государственного республиканского центра русского фольклора (Москва)