Диссертационное исследование А.П. Липатовой посвящено анализу механизма текстообразования произведений жанра, который обозначается автором как «местные легенды». Следует отметить, что в отечественной науке достаточно основательно рассмотрены механизмы разрушения фольклорных текстов различных жанров, в то время как процесс их возникновения исследован существенно менее тщательно. Одного этого обстоятельства достаточно, чтобы признать научную работу А.П. Липатовой крайне актуальной.
Однако, как показывает знакомство с авторефератом, автор диссертации не ограничивается заявленной темой. Непосредственно анализу механизмов текстообразования местных легенд посвящены лишь две последние главы диссертации, в то время как в первых двух главах решается вопрос об особенностях и границах жанра. Это небольшое отступление от основной темы ни в коем случае не может быть поставлено в вину автору, ведь как справедливо отмечено при постановке проблемы: «Проблему текстопорождения традиционного текста невозможно рассмотреть вне вопроса его жанрообразования» (С. 4).
Проблемы жанрового деления несказочной прозы активно обсуждались фольклористами еще в XIX веке, однако до настоящего момента единой научной классификации, которую признавали бы все исследователи, так и не выработано. А.П. Липатова предпринимает серьезную попытку строго разграничить легенды и придания (именно эти жанры чаще всего и путают), используя такие категории как модальность текста, актуальность заключенной в нем информации, статус сакрального локуса, о котором идет речь, характеристики сюжетообразования.
Использование сразу нескольких категорий, предложенное автором диссертации, позволяет значительно четче определять жанровые границы, чем ориентация на один признак, будь то тематика или отношение текста к действительности. Нельзя не ответить тонкие наблюдения автора относительно механизмов перехода сюжета из легенды в предание, жанровой трансформации фольклорного текста.
В основной части своей работы А.П. Липатова подробно разбирает механизм текстопорождения местной легенды, отдельно анализируя так называемый «предтекст» легенды (которым, по мнению автора, являются «свидетельские показания», несводимые к меморатам) и подробно рассматривая сюжетообразование жанра. Автор показывает замечательное знание литературы вопроса, при этом демонстрирует самостоятельность суждений и приходит к ряду крайне значимых выводов, касающихся рассмотренного материала.
Показательно, что и в этих главах автор возвращается к проблеме жанровых границ несказочной прозы, убедительно доказывая, что «особенности вариативности текста являются показателями его жанровой природы» (С. 18). После знакомства с авторефератом, возникает ощущение, что многие идеи автора, касающиеся связи особенностей бытования фольклорных сюжетов с жанровой спецификой, могли бы быть успешно применены и по отношению к другим жанрам.
Подводя итог, хочется отметить, что данная работа безусловно является серьезным научным исследованием, имеющим значение не только для исследователей местных легенд, но и для всех, кто интересуется жанровыми особенностями и механизмами текстопорождения фольклорных текстов. Автореферат написан хорошим литературным языком, ход рассуждений автора последователен, выводы убедительны и представляют большой интерес для исследователей. Таким образом, можно заключить, что научное исследование А.П. Липатовой заслуживает высокой оценки, а автор – присуждения искомой ученой степени кандидата филологических наук.