При рассмотрении научной работы всегда интересно сопоставить размах задач, которые ставит перед собой автор, и степень успешности их решения. Ведь чем масштабнее проблема, тем сложнее с ней справиться. В этом отношении уже сам выбор темы диссертационного сочинения С.А. Тихомирова свидетельствует о его здоровых исследовательских амбициях. Хотя автор претендует на соискание ученой степени кандидата культурологии и отдельно оговаривает преимущества этой дисциплины при анализе собранного материала, очевидно, что его работа имеет междисциплинарный характер: диссертант использует методологические подходы и теории не только из области культурологии, но из арсенала фольклористики, антропологии, культурной географии, социологии, психологии. Такая методологическая широта – не прихоть автора, сама формулировка темы настоятельно требует междисциплинарного подхода, «аксиологический аспект» «фольклора современной городской молодежи» не может быть полноценно рассмотрен в узких рамках одной дисциплины.
Вообще хотелось бы отметить, что исследования молодежи и молодежной
культуры, которые осуществляются в отечественной науке уже много
десятилетий, убедительно показывают необходимость междисциплинарного
подхода в этом вопросе. Слишком узкое изучение отдельных деталей не
дает полноценных ответов на основные вопросы, возникающие у
исследователей, а отстраненный взгляд сверху приводит к тому, что
выводы некоторых ученых, выбирающих эту стратегию, напоминают набор
бессмысленных банальностей. Только широкий междисциплинарный подход к
изучению молодежи, где под разным углом рассматриваются как частные,
так и общие вопросы, может дать интересные результаты. Таким образом,
тот факт, что С.А. Тихомиров в своей работе активно пользуется методами
различных научных дисциплин, для обобщения используя багаж
культурологии, необходимо записать ему в плюс.
Исследование фольклора современной городской молодежи, пусть даже лишь
в одном аспекте – это все равно крайне сложная задача. В разделе
«Теоретическая и методологическая основа исследования»
автор подробно описывает, какими источниками он пользовался, и
объясняет, чем был вызван этот выбор. Его исследование
«ограничено анализом фольклорных материалов продуцируемых и
транслируемых молодежью, проживающей в наиболее крупных российских
городах» (С. 10), а основным местом сбора полевого материала
являлась виртуальная социальная сеть «В контакте»
(www.vkontakte.ru).
Последнее обстоятельство хотелось бы особо отметить: сеть «В
контакте» заработала во второй половине 2006 года и стремительно
завоевала популярность (особенно в молодежной среде). В октябре 2009
года число ее участников превышало 40 миллионов человек. Однако,
насколько я понимаю, работа С.А. Тихомирова является первым в стране
диссертационным исследованием, основным материалом которого стали
записи с этого ресурса. Нужно признать, что тут автор является
новатором и первопроходцем.
Очень ценно, что С.А. Тихомиров убедительно обосновывает выбор именно
этого ресурса для своего исследования. Справедливо указывая, что
авторство материалов, размещенных на других сайтах, достаточно сложно
установить, он отмечает, что в социальной сети «В контакте»
«сообщение участниками достоверных данных о себе является
непременным условием регистрации» (С. 10). Хотя на практике это
условие достаточно часто обходится, сам ход мысли автора является
интересным и правильным; достоверность сведений о пользователях на
данном сайте действительно сильно выше, чем на большинстве других
русскоязычных ресурсов.
К сожалению, в автореферате не отражена статистика, касающаяся
материалов исследования. Раз уж автор озабочен верификацией сведений о
своих «виртуальных» информантах, ему стоило бы указать
какие-то общие сведения об их составе: число информантов,
половозрастное деление, географическое распределение, сведения об
образовании и т.п. Фольклорный репертуар школьниц-готов из Перми сильно
отличается от репертуара, скажем, студентов старших курсов МГИМО, что
необходимо учитывать в исследовании. С.А. Тихомиров в автореферате
пишет о вообще молодежи «крупных российских городов», но не
совсем понятно, идет ли речь об обобщении разноплановых данных,
отражающих ситуацию с различными группами молодежи, или, как говорится
в известном анекдоте, о «средней температуре по больнице».
Впрочем, вполне вероятно, что в диссертации анализ сведений об
информантах есть, просто он не попал в автореферат.
Известно, что одним из важнейших критериев успеха ученого является
создание теорий и терминов, которые в дальнейшем входят в научный
оборот и активно используются учеными. Откровенно говоря, я почти не
знаю кандидатских диссертаций, где бы были предложены термины или
теории, получившие всеобщее признание. Как правило, авторы даже не
ставят таких задач. В диссертационном исследовании С.А. Тихомирова
предлагается сразу три новых термина, которые, на мой взгляд, имеют все
шансы на то, чтобы получить постоянную прописку в отечественной
гуманитарной науке.
Термин «сетевой способ бытования фольклора» сложно назвать
совсем уж новаторским, об Интернет-фольклоре и сетевых способах
трансляции фольклорных текстов в последние годы и в России и за рубежом
писалось немало. Впрочем, нельзя не отметить, что С.А. Тихомиров, в
отличие от многих других исследователей, касающихся этой темы, строг и
последователен в своих рассуждениях о современных способах бытования
фольклора, а его наблюдения на эту тему весьма любопытны.
Еще интереснее выглядят предложенные автором термины «позитивная
фольклоризация» и «негативная фольклоризация»,
которые, насколько я знаю, аналогов в отечественной науке не имеют.
Рассуждения автора о сложных взаимоотношениях «культуры
молодых» и «культуры для молодых» открывают новые
горизонты в изучении связей массовой и традиционной культур. Термин
«фольклоризация» для обозначения процесса адаптации
традиционной культурой инокультурных явлений хорошо известен в науке.
Введением терминов «негативная» и «позитивная
фольклоризация» С.А. Тихомиров открывает аксиологическое
измерение в этом процессе, что имеет большое значение как для культуры
в целом, так и для молодежной культуры в частности. Думаю, что у этих
терминов может быть вполне успешная судьба в науке.
Говоря о диссертационном исследовании С.А. Тихомирова, хотелось бы
ответить его четкую и логичную композицию. Работа состоит из двух
больших глав: в первой подробно представлены
«теоретико-методологические основания» исследования; автор
последовательно объясняет, какие существуют подходы к изучению
современного городского фольклора, молодежи, феномена
«ценности», наконец, «сопрягая проблемные
плоскости», ставит вопрос о функциях фольклора современной
городской молодежи. Нельзя не отметить, что в первой главе автор
демонстрирует замечательное владение научной литературой по каждой из
указанных тем, однако он не только конспектирует выводы своих
предшественников, но и высказывает собственные суждения, порой
полемического характера. В качестве небольшого замечания можно
заметить, что, размышляя о «дисциплинарном кризисе
фольклористики», который «осложняется разделением
специалистов на два сообщества – «классиков» и
«реформаторов», которые не учитывают в достаточной степени
потенциал друг друга» (С. 3), автор явно опирается на статью
фольклориста П.А. Бородина «Фольклор и народная культура сегодня
(К проблеме построения общей аксиологии» (2006). Однако в данной
статье научные споры о том, является ли фольклористика сугубо
филологической дисциплиной, а также правомерно ли рассматривать
фольклор как «искусство слова», рассматриваются довольно
поверхностно (на материале одной работы В.П. Аникина и одной работы
С.Ю. Неклюдова). В действительности ситуация несколько сложнее. Не
являются устоявшимися и термины П.А. Бородина «классики» и
«реформаторы», к тому же их сложно назвать удачными из-за
сверхсильной дополнительной смысловой нагрузки.
Вторая глава имеет более предметный характер, в ней последовательно
рассматриваются «аксиология городского пространства» и
«аксиология времени» в фольклоре городской молодежи, а
также рассматривается соотношение и взаимовлияние «культуры для
молодых» и «культуры молодых». Все разделы этой главы
представляют большой интерес для исследователей молодежной культуры,
многие наблюдения автора кажутся неожиданными, но очень точными (тут я
бы особо отметил ту часть работы, где анализируется «градация
ценностного отношения» к женщинам пожилого возраста
(«бабушкам», «бабкам» и «пожилым
дамам»).
Подводя итог, хочется отметить, что данное исследование является смелым
и новаторским для современной гуманитарной науки. С.А. Тихомиров не
побоялся выбрать тему, требующую междисциплинарного подхода (на стыке
фольклористики, культурологии, социологии, психологии), и проявил
незаурядную эрудицию в самых разных областях гуманитарного знания.
Автореферат написан хорошим литературным языком, ход рассуждений автора
последователен и обоснован поставленными целями и задачами, выводы
убедительны и представляют большой интерес для исследователей. Таким
образом, можно заключить, что научное исследование С.А. Тихомирова
заслуживает высокой оценки, а автор – присуждения искомой ученой
степени кандидата культурологии.