Современный
интернет-фольклор развивается так стремительно, что исследователи, как
отечественные, так и зарубежные, зачастую не успевают хотя бы кратко
характеризовать его новые формы, не говоря уже о серьезном научном
анализе. Одним из подобных малоизученных явлений интернет-культуры
являются серийные любительские видеоролики, распространяемые по
принципу так называемого «вирусного видео». Подобное
творчество пользователей Сети предлагается обозначить термином
«видеолор», поскольку многие его характеристики типичны и
для фольклора: анонимность, коллективность, традиционность сюжетов и
форм, способ передачи по цепочке от пользователя к пользователю.
Смысловыми ядрами для подробных серий роликов обычно становятся
интернет-мемы, а основными способами создания новых произведений
становятся монтаж, переозвучка и добавление субтитров в исходный
видеоматериал.
Особенности развития и распространения видеолора будут рассмотрены в
докладе на материале роликов «Гитлер о…». Исходным
материалом для создания роликов послужили сцены из фильма Оливера
Хиршбигеля «Бункер» (оригинальное название – Der
Untergang). Этот немецкий исторический фильм о последних днях жизни
Гитлера вышел на экраны в 2004 году, был в широком международном
прокате, выдвигался на премию «Оскар» в номинации
«Лучший зарубежный фильм», имел успех и у критиков, и у
зрителей.
В августе 2006 года в Сети на популярном видеохостинге YouTube
появляется первый любительский ролик со сценой из фильма, где Гитлер,
понимая, что война проигрывает, устраивает истерику. Отличие ролика от
оригинала заключалось в том, что на исходное изображение были наложены
новые субтитры на испанском языке, согласно которым получалось, что
Гитлер пришел в ярость, поиграв в демо-версию компьютерной игры
«Microsoft’s Flight Simulator X». Уже через несколько
дней появилась англоязычная версия этого видео, а затем в Сеть стали
выкладываться и другие варианты подобных роликов, где поводом для гнева
Гитлера становились самые разные события: от визита Барака Обамы в
Берлин до валютного кризиса в Беларуси. К настоящему времени существуют
тысячи вариантов роликов из серии «Гитлер о…» с
субтитрами на различных языках: английском, французском, русском,
китайском, японском, сербском и т.п.
В докладе обсуждаются базовые принципы создания
«видеолора», рассматривается вопрос о национальной
специфике различных версий подобных роликов, а также анализируется
трансформация в Сети образа Гитлера, ставшего в итоге популярным героем
международной интернет-мифологии.