Михаил Алексеевский

(ГРЦРФ, Москва)

Гитлер в современном международном видеолоре

(Аннотация выступления на конференции "Фольклор XXI века: Герои нашего времени",
20-21 октября 2011 г., ГРЦРФ, Москва )


Современный интернет-фольклор развивается так стремительно, что исследователи, как отечественные, так и зарубежные, зачастую не успевают хотя бы кратко характеризовать его новые формы, не говоря уже о серьезном научном анализе. Одним из подобных малоизученных явлений интернет-культуры являются серийные любительские видеоролики, распространяемые по принципу так называемого «вирусного видео». Подобное творчество пользователей Сети предлагается обозначить термином «видеолор», поскольку многие его характеристики типичны и для фольклора: анонимность, коллективность, традиционность сюжетов и форм, способ передачи по цепочке от пользователя к пользователю. Смысловыми ядрами для подробных серий роликов обычно становятся интернет-мемы, а основными способами создания новых произведений становятся монтаж, переозвучка и добавление субтитров в исходный видеоматериал.

Особенности развития и распространения видеолора будут рассмотрены в докладе на материале роликов «Гитлер о…». Исходным материалом для создания роликов послужили сцены из фильма Оливера Хиршбигеля «Бункер» (оригинальное название – Der Untergang). Этот немецкий исторический фильм о последних днях жизни Гитлера вышел на экраны в 2004 году, был в широком международном прокате, выдвигался на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм», имел успех и у критиков, и у зрителей.

В августе 2006 года в Сети на популярном видеохостинге YouTube появляется первый любительский ролик со сценой из фильма, где Гитлер, понимая, что война проигрывает, устраивает истерику. Отличие ролика от оригинала заключалось в том, что на исходное изображение были наложены новые субтитры на испанском языке, согласно которым получалось, что Гитлер пришел в ярость, поиграв в демо-версию компьютерной игры «Microsoft’s Flight Simulator X». Уже через несколько дней появилась англоязычная версия этого видео, а затем в Сеть стали выкладываться и другие варианты подобных роликов, где поводом для гнева Гитлера становились самые разные события: от визита Барака Обамы в Берлин до валютного кризиса в Беларуси. К настоящему времени существуют тысячи вариантов роликов из серии «Гитлер о…» с субтитрами на различных языках: английском, французском, русском, китайском, японском, сербском и т.п.

В докладе обсуждаются базовые принципы создания «видеолора», рассматривается вопрос о национальной специфике различных версий подобных роликов, а также анализируется трансформация в Сети образа Гитлера, ставшего в итоге популярным героем международной интернет-мифологии.


.



 
Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz